Моё имя — Рогожкин Александр. Я руководитель «Хорус-квартета», и я вам расскажу о его истории от первого лица. Так будет удобно мне и понятно тем, кто решится потратить время на изучение истории появления в Перми уникального коллектива и жанра, которому я посвятил уже более двадцати лет.
История создания Хорус-квартета уходит корнями в далёкие 80-е годы прошлого века, когда я работал артистом Уральского камерного хора под руководством Владислава Новика (1981 год) в пермской филармонии. В начале 80-х в пермскую филармонию был принят вокальный квартет под управлением тогда ещё только заслуженного артиста России Игоря Воронова. Через десять лет почти все артисты квартета получили звания народных артистов России. Все они бывшие артисты государственного хора имени Свешникова. Все, конечно, москвичи. Глядя на них захотелось создать подобный ансамбль. Основу репертуара «Вороновского» квартета составляли духовные песнопения (большей частью, знаменный распев) и обработки русских народных песен. Причиной такой узкой репертуарной направленности являлось то, что для мужского квартета композиторами почти ничего не сочинялось, и обработок почти не было. И вот, в 1988 году энтузиастами этого жанра стали Александр Рогожкин (тенор), Юрий Лобачёв (тенор), Геннадий Лукиных (баритон) и Сергей Насонов (бас). В начале пути репертуар не отличался новизной. Это была духовная музыка в переложениях Сергея Насонова и Геннадия Лукиных. Но, благодаря открывшемуся таланту аранжировщика Геннадия Лукиных, в репертуаре стали появляться оригинальные аранжировки русских песен, романсов, еврейских песен.
Название коллектива было незамысловатым — «Певческий квартет». Концертов первое время было немного и, чтобы иметь певческую практику, квартет стал постоянным участником богослужений в церкви села Усть-Сыны, что находится в часе езды от Перми. В таком виде квартет существовал до 1990 года.
В этот период состоялся интересный творческий эксперимент в жанре синтеза духовной музыки и электронного звучания. Продюсером этого музыкального проекта был Виктор Батенков. Были записаны произведения С. Рахманинова и А. Кастальского с добавлением синтезатора. В декабре 1989 года состоялось первое, оно же последнее, выступление нового коллектива под названием «Экстази» в Москве, в концертном зале «Россия». Это был музыкальный фестиваль, посвящённый памяти Александра Меня (священника, злодейски убитого годом раньше). В этом проекте участвовали Владимир Чадов (контр-тенор), Геннадий Лукиных (баритон), Евгений Баданин (бас-октава) и ваш покорнейший слуга, Александр Рогожкин.
Памятным эпизодом той поездки было то, что квартет поселили в одну гримёрку с ансамблем «Русская песня» под управлением Надежды Бабкиной. Помнится, подходят постепенно артисты ансамбля, а мы уже давно в гримёрке, и вот появляется Надежда. Нам она, конечно, ничего не сказала, но возмущению ее не было предела. Как фурия она унеслась куда-то, и вскоре администрация, вежливо извиняясь перед нами, попросила перейти нас в другую, отдельную гримёрку рядом. Вскоре судьба ещё раз сведёт нас с будущей звездой на всероссийском конкурсе в Нижнем Новгороде (1993 г.). Надежда Бабкина была уже председателем жюри конкурса, где мы получили вторую премию в номинации вокальный ансамбль (первую не дали никому). А тогда никто из нас даже не знал, кто это, Надежда Бабкина?!
Но вернёмся к фестивальному концерту. Итак, первое отделение концерта состояло из выступлений хоров, которые пели духовную музыку. Надежда Бабкина и её ансамбль «Русская песня» закрывали первое отделение. Во втором отделении должны были выступать рок-группы. Мы со своим номером «Вечная память» должны были открыть второе отделение. Наше появление на сцене было встречено, поначалу, в штыки молодёжной аудиторией, ожидающей своих кумиров — группу «Чайф». «Мужики, пошли вон!» — кричала толпа. И это было понятно, квартет вышел в чёрных смокингах с бабочками. Но когда зазвучал синтезатор и Евгений Баданин, наш бас-октавист, на супер низкой ноте запел: «Во блаженном успении вечный покой..», толпа, раскрывши рот присела на пол перед сценой и просидела в полном оцепенении до конца композиции. В общем, был полный триумф. После этого на сцену вышел рок-певец Андрей Мисин и группа «Чайф», с которой нас свела судьба уже на другой сцене, далеко от Москвы, в городе Ноябрьск.
Вскоре после этого выступления Виктор Батенков уехал в Москву вместе со своими группами «Шоколад» и «Лоцмен», прихватив с собой и нашего баса Евгения Баданина. А примерно через год он эмигрировал в США. Там он умудрился открыть концертный зал в пригороде Нью-Йорка, куда на открытие он пригласил народную артистку СССР Людмилу Зыкину. Об этом событии я узнал из его интервью на первом канале. Ходят слухи, что его разыскивает Интерпол. Талантище. Наследил по всему миру.
Наступил 1991 год. Появилась возможность заниматься творчеством независимо от филармонии и камерного хора, в рамках которого становилось тесно. Но не все участники предыдущих событий были готовы, по разным причинам, к самостоятельной творческой жизни в квартете. Привычка надеяться на государство, а не на свои силы очень мешалa.
В свободном плавании никто ничего не гарантировал. В мае 1991 года Владимир Чадов предложил поехать на теплоходе «Владимир Маяковский» от Перми до Казани и спеть перед продюсером из США. Это был шанс. На партию баса был приглашён Сергей Колофёров, ушедший к тому времени, как и Владимир Чадов, из хора Новика. Было выучено всего три песни. Это были, как сейчас помню, «Шалом элейхэм», «Happy birthday» и «Христос воскресе» А. Кастальского. Вот такой компот. После успешного небольшого тура приглашения, почему-то, не последовало. Но это не очень расстроило участников нового квартета. Продюсерский центр Сергея Русских обещал многое. Были сделаны первые записи на студии «Грамма». Репертуар быстро пополнялся. Было придумано название квартета «Кантус-фирмус». Но после одного из выступлений, где нас объявили «Кактус-фикус», после чего мы, долго корчась от смеха, не могли выйти на сцену, слово «Фирмус» было изъято из названия. Летом 1991 года мы с Геннадием Лукиных навсегда оставили камерный хор. А квартет был взят официально под крыло областного творческого центра, директором которого стал наш бывший коллега по филармонии и бывший руководитель ВИА «Контраст», засл. арт. России Виктор Руденко. Далее следует большой творческий путь в составе «Кантус-квартета», полный интересных, порой драматических событий вплоть до 1999 года, о которых нужно писать отдельную большую главу. Но как бы то ни было, в мужском составе Кантус-квартет прекратил своё существование и до 2003 года работал в смешанном составе с двумя женскими голосами, но уже без меня. Думаю, чуть позже я напишу полную историю Кантуса, но в 1999 году был создан новый мужской ансамбль «Хорус-квартет». Название «Хорус-квартет» придумано мной неслучайно. «Кантус» на латыни означает песня, а «хорус» на древнегреческом — пение вместе. Сходство названий означает продолжение именно мужского квартета и продолжение, во многом, традиций.
Так началась история нового квартета «Хорус». Но если бы не было истории с «Кантусом», вряд ли бы появился «Хорус-квартет».
Первый состав Хоруса по голосам: тенора: Александр Рогожкин и Юрий Лобачёв, баритон — Алексей Кривцов, которого через пять месяцев заменил Николай Нелюбин, и бас — Алексей Копылов. Первые выступления квартета состоялись под новый 2000 год в г. Мегион Тюменской области в составе большой группы артистов из Перми. Следующий год был годом создания своего репертуара. Большую помощь в этом оказал нам мой бывший сослуживец по военному ансамблю, Виктор Архангельский. Он сделал нам первые минусовые аранжировки и первые демо-записи. В это же время началось сотрудничество с джазовым квинтетом под управлением Владимира Венцлавовича. Это был очень полезный опыт пения джазовой музыки. А уже в ноябре 2000 года был дан большой сольный концерт в театре юного зрителя. Первый свой сольный концерт Кантус-квартет давал в этом же театре в 1991 году и тоже в ноябре. Это было символично.
Продолжение следует…
History Of «Chorus-Quartet»
Four professional singers of Perm in the Russian Urals came together to form the vocal quartet Chorus in the autumn of 1999. The name was not adopted casually, in Greek ‘choros’ means ‘singing together’. The performers have a wealth of knowledge of and expertise in the musical and singing traditions of Russia from the 16th Century to the present.
Within a short time the collective won great popularity in Perm and the Perm area. In 2000 the singers had more than one hundred performances! They crowned the year by being adjudged winners of the title » The Best Debut Perm — 2000 «.
Chorus-quartet constantly takes part in various international festivals and competitions, supporting educational and charitable events and initiatives, and meeting with and entertaining spectators and audiences on the most varied of stages.
What marks performances by this a capella male quartet? First of all the combining of richly timbred and coloured voices. More unusually an ensemble sound which offers any audience an unforgettable sensation of polyphonic sound, precision and richness in melody and pitch.
The quartet’s programming includes both popular Russian songs and lyric songs of the 19th Century, and also songs written in the Soviet period. The repertoire also includes embellished Georgian polyphony songs, traditional gypsy songs and the so called urban lyric songs made by modern composers.
But in addition Chorus has now developed performances of songs of the peoples of the world: Scottish, Jewish, Ukrainian and German, American and Spanish… And Chorus has added popular and jazz compositions performed with instrumental (orchestral or jazz groups) accompaniment.
The ‘visiting card’ of the performers is a sparkling musical humour. They have developed a genre of musical clowning based on mixture of various musical materials in one mini- arrangement. Through this aspect of their performance the quartet can command attention and show acting skills to enrich their musical performances.
Such a variety of genres and performance styles has lead to the group participating in large scale celebratory events, shows and programmes for multithousand audiences in stadiums, town squares, and culture parks.
Connoisseurs, true amateur fans of male ensemble singing, quite often invite the group to give chamber performances for a narrow circle of enthusiasts of singing.
But at the core of Chorus is the true delight enthusiastic listeners express when they experience direct contact with he Chorus quartet in concert halls with good acoustics, allowing all to appreciate the technical expertise and rare natural singing potentialities of the Perm professionals.
Especially impressive in such conditions is the spiritual music written by world-famed Russian and Western composers for Christian divine service over the centuries — orthodox and Catholic. In unique accord the powerful male voices merge during performance of such vocal classics and the outstanding works of modern authors.
Observing and continuing the great Shalyapin’s careful attitude to lyrics, melody and style, the Chorus quartet constantly enriches their repertoire, opening to the audience new aspects of their talents, and the true beauty of classical singing a capella.